Реконструкция Jardin des Plantes архитектурным бюро LAN

Реконструкция Jardin des Plantes архитектурным бюро LAN

Написал Hi-tech в Интерьер

Архитектурный подход к ландшафту способен сотворить чудо – преобразить старинный ботанический сад, не затронув растений. Пример этому – оранжерея экзотических растений в центре Парижа, обновление которой осуществило архитектурное бюро LAN.

Jardin des Plantes

Четыре оранжереи представляют, соответственно, растительность тропиков, пустынь, Новой Каледонии и так называемую «историю растений», включающую виды редкие и уже исчезнувшие из современной природы, среди которых даже есть растения доисторической эпохи. Задача архитекторов LAN состояла в том, чтобы проложить среди этих пейзажей маршруты, которые способствовали бы полному погружению зрителя в «джунгли» и «пустыню». Главной же целью реновации ботанического сада, в которой принимали участие и биологи, было открыть городским жителям мир природы и вызвать желание его беречь, что совершенно в духе европейских культурных тенденций.

Jardin des Plantes

Сады в Европе во все времена были частью культуры, а первые теплицы появились в XIII веке в Италии и именно оттуда идет название «ботанический сад». Для французской и немецкой аристократии эпохи Ренессанса оранжереи имели престижное значение – они давали исключительное право зимой наслаждаться красотой южных растений и их плодами. То, что недавно казалось утопией – выращивать растения южных широт в грунте, а не в горшках, – постепенно становилось реальностью.

Jardin des Plantes план

Парижский Jardin des Plantes появился в 1834–1836 годах, это были первые в мире большие оранжереи на металлическом каркасе.

Сейчас четыре оранжереи, представляющие разные экосистемы, составляют анфиладу. Первая воспроизводит атмосферу влажных тропиков. Здесь жарко и влажно, между камнями протекают искусственные ручьи, высится огромный фикус, мы можем увидеть пальму, растущую на Бермудских островах, или известную нам как комнатное растение, а здесь привольно разросшуюся лиану Монстера делисьоза.

Следующий павильон показывает растительность американских и африканских пустынь. Познавательная экскурсия демонстрирует, как разные виды растений нашли свои механизмы адаптации к засухе.

Jardin Plantes

Третья оранжерея, в прошлом посвященная растениям Мексики, теперь приглашает открыть природу Новой Каледонии – здесь есть представители сухих и влажных лесов, саванны и болот этой страны.

Пожалуй, самая впечатляющая коллекция находится в четвертом павильоне. Здесь, в завершение своего визита, посетители видят самые древние растения земного шара – некоторые из них росли на Земле около 400 миллионов лет назад.

Эффект полного погружения в экзотическую природу достигнут благодаря тончайшей работе архитекторов: выбор материалов и цветов позволил стереть границу между искусственным и природным, новые тропинки среди растений идеально вписались в существовавшую среду, подсветка подчеркивает красоту растений и не вступает в противоречие с естественным освещением.

Jardin des Plantes план

Для каждой оранжереи архитекторы нашли наиболее органичные, соответствующие духу пространства решения. При этом для четырех разных вариантов мощения дорожек использовался один и тот же материал – бетон. В «тропическом лесу» длинные узкие панели из окрашенного в массе бетона придают дорожке неровные края, как бы приглашая растения занять свободные участки земли – в ближайшем будущем это произойдет, и тропинка срастется с лесом. В «пустыне» бетон – светлый, что позволяет подчеркнуть яркость света, которым наполнен этот солнечный павильон. В оранжерее, представляющей историю растений, этот же материал имитирует старые камни, так, словно бы по ним уже век как ходят. И наконец, для экспозиции Новой Каледонии из бетона сделаны подсвеченные снизу помосты, гладкая поверхность которых украшена типичным орнаментом канаков.

Необычность условий работы заставляла искать компромиссные технологические решения. Так, придумав рисунок дорожек для тропических лесов, архитекторы разработали модули, из которых этот рисунок можно будет сложить так, чтобы избежать впечатления повторяющихся раппортов. Однако укладка получившихся блоков могла проводиться только вручную, чтобы не повредить растения. Каждый блок при этом весит 200 кг, поэтому была разработана точная технология укладки. Кроме того, приходилось принимать во внимание хрупкость растений и необходимость ежедневного полива.

Jardin des Plante

В «пустыне» архитекторы придумали, как создать впечатление колышущейся поверхности, которое обычно возникает, когда от песка поднимается горячий воздух. Ровная светлая дорожка слегка расширяется в центре, искажая перспективу, а перила выполнены из перфорированного металлического листа, отражаясь от которого свет становится зыбким. Проходя сквозь это иллюзорное марево, посетители заодно узнают, что позволяет растениям выжить в пустыне.

В других павильонах царит сумрак, как и положено в тропических лесах. Архитекторы выстроили освещение таким образом, чтобы подчеркнуть впечатление пробивающегося сквозь деревья дневного света, и только для некоторых зон, в композиции которых задействованы камни, была сделана эффектная театральная подсветка.

Не только архитекторы повлияли на облик оранжерей, но и, наоборот, ежедневный контакт с садом открыл для архитекторов новые методы работы над архитектурным проектом. Архитектор Максим Фостер, который был ответственным за строительство, вспоминает, что иногда оставался в оранжерее ночью, иногда совсем один, наблюдая жизнь растений: «Мы видели, как растения меняются каждый день. Это очень впечатляет – почувствовать вдруг аромат цветов пальмы, обнаружить однажды утром, что у банана распустился огромный лист, или увидеть, что дерево, которое стояло месяц без признаков жизни, вдруг покрылось листьями!»

Ежедневное общение с садом сделало работу над проектом эмоциональнее, чем обычно, и это не могло не отразиться на конечном результате.

Новые